Сделать диагностику АКПП аналогично проверке механической трансмиссии несколько некорректно. Чаще всего отсутствие шума, скрежета, стука, скрипа и вибрации механической коробки, плавное и четкое переключение передач свидетельствует о том, что МКПП находится в исправном состоянии, а сцепление функционирует должным образом.
Что касается гидромеханической АКПП, то здесь требуется более тщательная диагностика. Более или менее нормальное функционирование коробки не может гарантировать, что через пару сотен километров трансмиссия не выйдет из строя.
В большинстве случаев о неисправности коробки будет свидетельствовать загоревшаяся на приборной панели надпись «AT», которую можно назвать своеобразным «чеком» АКПП (аналогично «чеку» двигателя). Можно столкнуться с недобросовестными продавцами подержанных авто, которые сбрасывают информацию об ошибках, а порой и вовсе выводят индикатор из строя.
Диагностика АКПП должна начинаться с проверки масла – смазочной жидкости, способной многое поведать как о самом владельце транспортного средства, так и о состоянии трансмиссии, и корректности обслуживания коробки.
Отдельного внимания заслуживает уровень масла АКПП (для диагностики авто необходимо поставить на ровную поверхность, прогреть коробку, перевести селектор в положение «N», на некоторых моделях – в положение «P»). Уровень масла в этом случае должен быть между отметками «HOT» и «COLD».
Для диагностики состояния масла достаточно достать масляный щуп АКПП и посмотреть, какой цвет и запах имеет смазка, какова степень ее текучести и пр. Нормальное масло прозрачное, чистое и не имеющее запаха.
В этом случае можно сказать, что коробка обслуживалась недавно, в нее залито свежее масло, соответственно, с большой долей вероятности можно предположить, что фрикционы функционируют нормально, рабочая жидкость в трансмиссии не перегревается и пр. При пробеге масло может темнеть, но в любом случае оно не должно быть мутным и густым, в нем не должны присутствовать посторонние примеси.
Для обнаружения загрязнений и изменения характеристик масла, необходимо нанести несколько капель смазки на лист чистой бумаги. Масляное пятно не должно содержать стружки, примесей и пр.
В ряде случаев в мутном масле видна металлическая стружка, кроме того, можно почувствовать запах гари, что свидетельствует об износе коробки, а также о недостаточном внимании, которое уделял владелец автомобиля его обслуживанию. Если у авто имеется фаркоп, говорить об этом можно с большей долей вероятности, поскольку этим элементом комплектуют автомобили, эксплуатирующиеся в тяжелых условиях.
Затем необходимо выполнить диагностику АКПП при движении автомобиля. Во-первых, требуется убедиться в отсутствии постороннего шума, стука, заметной вибрации. До поездки необходимо проверить, как трансмиссия работает «на холодную» и на «горячую», делается это путем надавливания на педаль тормоза в неподвижно стоящем авто.
Разумеется, переключение режимов должно быть корректным и быстрым. Задержки при переключении недопустимы. При холодной коробке возможен малозаметный толчок или незначительная вибрация при смене режимов «P» на «D» или «R». Это вариант нормы. В то же время при явно заметном ударе можно с большой долей вероятности говорить о необходимости выполнения тщательной диагностики автоматической коробки для выявления неисправностей (к примеру, вышедших из строя подушек АКПП и др.).
Затем наступает время диагностики АКПП в движении. При холодной коробке допустимы легкие толчки при переключении на повышенную или пониженную передачу (это нормально для первых километров пути). После того как КПП прогреется (через 10–15 км пути), толчков быть не должно.
Прогрев трансмиссию, остановите автомобиль для дальнейшей диагностики. При нормальной работе коробки толчки в момент переключения передач ощущаться практически не должны. При отсутствии нареканий в процессе проверки, можно вновь вернуться к диагностике в движении, используя все режимы КПП.
Для начала необходимо, выбрав ровный участок дороги, поместить рычаг АКПП в положение «D» или «R», а затем отпустить все педали. Автомобиль должен начать плавное движение вперед или назад в зависимости от положения селектора. После этого, поставив авто на подъем, нужно переключить рычаг в положение «D», отпустить педаль тормоза и не выжимать педаль газа. Машина при этом назад откатываться не должна.
Дальнейшая диагностика заключается в проверке при разгоне с места, как плавном, так и резком. В первом случае разгон должен быть плавным, рывки, провалы, задержки присутствовать при этом не должны. Переключение передач должно быть четким и своевременным (ориентироваться можно на тахометр).
Во втором случае, трансмиссия не должна препятствовать двигателю достигать высоких оборотов, то есть при первой и второй передачах стрелка тахометра может подниматься до красной зоны. Переключение с первой на вторую передачу в этом случае может сопровождаться заметным толчком. Для большинства авто, тем более с пробегом, это нормально.
Если, разогнав авто, отпустить педаль газа, передачи должны понижаться незаметно до первой скорости. При применении резкого торможения передачи должны быстро сброситься до первой, при этом рывки, удары и задержки ощущаться не должны.
Если проведенная диагностика АКПП не выявила неисправностей, пришло время исключения возможности пробуксовки трансмиссии. Ее не всегда можно заметить сразу, однако она свидетельствует о серьезных проблемах КПП.
Для диагностики нужно обратиться к показаниям тахометра. При пробуксовке АКПП некоторые элементы сцепления прокручиваются, но при этом не зацепляются. Это относится и к шестерням в коробке, то есть при выжимании акселератора двигатель набирает обороты, однако ускорения авто не происходит.
Признаком пробуксовки является «прыгающая» стрелка тахометра, когда обороты увеличиваются, но режимы трансмиссии своевременно не переключаются.
Пробуксовка АКПП не бросается в глаза сразу, но по мере прогрессирования, время задержек растет, переключение передач начинает сопровождаться ударами, коробка дергается в момент переключения.
Компьютерная диагностика Алматы
Источник: rad-star.ru