Вариатор является бесступенчатой коробкой передач с внешним управлением. Эта КПП меняет передаточное число, выбирая наиболее оптимальное текущей нагрузке. Таким образом получается эффективно использовать мощность двигателя. Вариаторы делятся на тороидные и клиноременные.
Вариатор имеет ограничение по мощности, поэтому наибольшее применение нашел среди легковых автомобилей. Но технический прогресс не стоит на месте и разновидности вариаторов постоянно расширяются. Сам принцип работы вариаторной коробки переключения передач был придуман уже давно.
Свойства вариаторов
В вариаторной коробке находятся два вала с шестернями, способными менять диаметр за счет смещения ремня. Благодаря этому, во время движения на автомобиле шестерни могут плавно подбирать передаточное число. После набора скорости ведущая шестерня снижает диаметр, а ведомая наоборот увеличивается.
Среди большого разнообразия разновидностей вариаторов, самыми востребованными оказались два из них. В зависимости от того, какая именно конструкция, разновидности вариаторов могут быть клиноременными и тороидными. Чаще всего автомобили оснащаются клиноременной вариаторной коробкой.
Клиноременной вариатор
Клиноременной вариатор распространен больше других. В нем имеются два шкива с конусными раздвижными боковинами. Передача момента осуществляется ремнем с ведущего шкива на ведомый. Ремень имеет клиновидную форму и зубцы. Это может быть металлическая цепь или ремень, сделанный из резины.
Для выставления ведущему шкиву нужного диаметра используется центробежный регулятор, интегрированный в ступицу. Во время раскручивания и приостановки шкива оказывается нужное давление на двигающиеся боковины, и они меняют расстояние. За счет этого меняется диаметр поверхности изнутри.
Разновидность вариатора клиноременного типа работает по такому принципу, что при дальнейшем увеличении скорости поддерживаются подходящие обороты двигателя. Благодаря этим свойствам, максимально эффективно используется мощность, и поддерживается динамика автомобиля.
Тороидный вариатор
Среди множества разновидностей вариаторов тороидный отличается тем, что крутящий момент в нем передается через силу трения. В тороидной вариаторной коробке передач одна из поверхностей и два колеса зажимают ролик. Одно из колес выполняет роль ведущего, а другое ведомого.
Передаточное число тороидного вариатора меняется в поперечной плоскости при помощи смены позиции оси ролика. В зависимости о того какой у ролика угол поворота, ведомое колесо способно сравниваться по скорости с ведущим. При повороте ролика скорость изменяется в большую или меньшую сторону.
При применении в автомобиле этой разновидности вариаторов, точно так же, как в клиноременном вариаторе, есть возможности подключения задней передачи. Отключается тороидный вариатор от силового агрегата при помощи сцепления. Ремонт вариатора сложный и должен осуществляться только опытным мастером.
Эксплуатация вариаторов
Чтобы не приходилось часто делать ремонт вариатора, необходимо соблюдать простые правила эксплуатации коробки. Какие бы разновидности вариаторов не стояли в вашей машине, резкие нагрузки коробке противопоказаны. Всегда прогревайте автомобиль, особенно в холодное время года.
Покорять бездорожье с вариаторной КПП не желательно, так она от этого быстро вырабатывает свой ресурс. С этой коробкой не стоит буксовать, тогда ремонт вариатора вам точно обеспечен. Буксировка вариатору также противопоказана и, при серьезной поломке, автомобиль необходимо эвакуировать специальным транспортом.
Ремонт АКПП цена Алматы
Источник: service-akpp24.ru