Цвет выхлопных газов может указывать на определенные проблемы в работе двигателя. Сизый, черный или белый дым из выхлопной трубы – каждому водителю стоит знать о причинах, чтобы вовремя устранить неисправности. Далее, мы рассмотрим наиболее частые случаи появления дыма разного цвета.
Выхлопные газы и их нормальный цвет
Выхлопные (отработавшие) газы образуются в результате сгорания топлива в цилиндрах двигателя, которые выбрасываются в атмосферу через систему выпуска автомобиля. В состав выхлопных газов входят в большей степени азот, кислород, пары воды и диоксид углерода, а также в разных долях присутствуют различные канцерогены, типа бензопирена, сажи и оксида серы.
При исправном двигателе выхлопные газы имеют светло-серый, почти прозрачный цвет. Это при соблюдении определенных условий наблюдения:
- двигатель работает на холостых оборотах;
- двигатель прогрет до 60-70 градусов;
- наблюдения проводятся в светлое время суток.
Пар или капли воды могут наблюдаться на непрогретом двигателе. Это нормальное явление, связанное с конденсатом внутри системы и особенностью работы катализатора.
Различают три цвета или оттенка отработавших газов, которые указывают на определенные проблемы в работе двигателя:
- белый дым;
- сизый или синий;
- темно-серый или черный.
Причины появления белого дыма
Белый дым из выхлопной трубы можно условно поделить на «безопасный» и «опасный». Как уже говорилось, в состав выхлопа в определенной доле входит вода. Особенно хорошо это видно в холодную погоду, когда пар активнее конденсируется в воздухе. Также в выхлопной системе может конденсироваться вода, особенно при частых коротких поездках, когда она не успевает хорошо прогреться. Иногда может скопиться до одного литра воды, которая затем какое-то время выходит из системы в виде пара. Это нормальное явление. На прогретом двигателе в теплую погоду белый дым, а точнее, пар, пропадает.
Другое дело явный непрозрачный белый дым уже на прогретом двигателе. Основной причиной его появления становится попадание охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Это серьезная проблема, требующая немедленного реагирования. Антифриз может попадать в цилиндры по нескольким причинам:
- пробита прокладка ГБЦ;
- трещина в ГБЦ;
- повреждение стенки цилиндров или гильзы;
- неправильная (непоследовательная) затяжка болтов ГБЦ при монтаже.
Просачиваясь через прокладку или трещину, антифриз также попадает в систему смазки. Естественно, это сказывается на составе масла, а значит его свойствах. Как следствие, все может обернуться капитальным ремонтом мотора.
Выхлопные газы, в свою очередь, попадают в систему охлаждения. В расширительном бачке или радиаторе можно заметить масляную пленку.
Также при запуске холодного двигателя, из-за повышения давления, уровень антифриза резко возрастает, а потом будет понижаться после остановки двигателя, так как уходит в цилиндры. Если трещина или прогар прокладки существенен, то в цилиндры может попасть большое количество антифриза. Это чревато гидроударом.
При смешении масла и антифриза образуется эмульсия светло-коричневого цвета. Она циркулирует по системе смазки, что можно заметить на маслозаливной горловине или крышке головки. Появляется характерная желто-коричневая пена. Все это явные признаки протечки ОЖ, что и становится причиной появления белого выхлопа.
С другой стороны, в морозный день белый дым легко спутать с паром. Чтобы это проверить, достаточно провести простой тест. Взять лист бумаги и поднести к выхлопной трубе, но не вплотную. Если лист становится мокрым или остался сухим – все в порядке. Если проявился масляный налет – стоит обратиться к специалистам.
Почему идет сизый или синий дым
Главная причина возникновения синего (сизого) выхлопа – это попадание масла в цилиндры двигателя. Оттенки масляного дыма могут быть от бело-синего до сизого или голубого. Это зависит от количества проникающего масла, прогрева мотора и режима его работы, а также некоторых других факторов. Все это сопровождается повышенным расходом масла.
Синему дыму могут способствовать следующие причины:
- попадание масла через поршневые кольца;
- попадание масла через зазоры между направляющими втулками и стержнями клапанов (износ маслосъемных колпачков);
- износ гильзы или появление глубоких царапин на поверхности цилиндра.
Все эти дефекты относятся к износу цилиндропоршневой группы и клапанного механизма. Поршневые кольца могут износиться, зазоры в канавках создают всасывающий эффект. Так масло как бы подкачивается снизу вверх в цилиндры.
Также масляный дым появляется в результате износа стержней клапанов и направляющих втулок, а также маслосъемных колпачков. Особенно густой дым в таком случае заметен во время прогрева двигателя, когда разжиженное масло легко просачивается через зазоры. В турбированных двигателях синий дым может появиться из-за неисправности турбокомпрессора или системы маслоотделения картерных газов.
На стенках цилиндров могут появиться царапины из-за попадания крупных абразивных частиц. Также существует нормальная выработка в зонах остановки верхних колец в ВМТ и в средней части.
Способы диагностики при появлении синего дыма:
- Выверните свечи и осмотрите электроды. Масляный нагар говорит о попадании масла.
- Замерьте компрессию в двигателе. Снижение показателей может говорить об износе цилиндропоршневой группы.
- Отключите на холостом ходу шланг системы вентиляции картерных газов от впускного патрубка. Обратите внимание на возможные следы масла в шланге и цвет выхлопных газов (изменится, если проблема была в этом).
Причины возникновения черного дыма
Выбросы в виде черного дыма появляются при неполном сгорании топливовоздушной смеси. В камеру сгорания поступает слишком много топлива. Это сопровождается следующими признаками:
- увеличение расхода топлива;
- свечи покрываются черным нагаром, что ухудшает искрообразование;
- снижается динамика и мощность, двигатель захлебывается;
- при резком нажатии на акселератор из выхлопной трубы вырывается черный дым.
Особенно такой проблемой страдают карбюраторные двигатели. Забивается воздушный жиклер, выходит из строя игольчатый клапан или износ резиновой мембраны экономайзера.
Также если свечи работают с перебоями, то это вызывает неполное сгорание топлива, которое может скапливаться в картере и смешиваться с маслом. Масло при этом разжижается и пахнет бензином, теряет свои свойства. В дизельных моторах черный дым может быть вызван неисправностью форсунок или насоса высокого давления.
Цвет дыма из выхлопной трубы является индикатором работы двигателя и его основных систем. Не стоит игнорировать данные сигналы, так как это может привести к серьезным неполадкам в будущем.
Автосервис в Алматы
Источник: techautoport.ru