При планировании покупки автомобиля у автолюбителей возникает вопрос о выборе трансмиссии: автомат или вариатор. Информации о каждой из них имеется предостаточно, однако вопросы все равно остаются. В этой статье расскажем про особенности каждого варианта, разберем, чем отличается автомат от вариатора.
Какие бывают АКПП?
- роботизированная коробка передач;
- классический автомат-гидротрансформатор;
- бесступенчатый вариатор.
Робот больше похож на механическую коробку, отличие в том, что сцепление и переключение скоростей управляется автоматически. Этот вариант встречается реже, поэтому далее будем сравнивать автомат и вариатор.
Автоматическая КПП используется на большом количестве автомобилей. Принцип действия автомата позволяет самостоятельно выбирать переключение скоростей, выбор передаточного отношения. Автомат помогает легко трогаться с места и выполнять переход между скоростями в зависимости от стиля езды водителя.
Мы производим диагностику АКПП в составе периодического технического облуживания либо при возникновении неисправностей. Современная диагностика на технологическом оборудовании помогает проанализировать износ деталей, предотвратить серьезные поломки.
Вариатор — это более молодой механизм, второе название его — CVT (Continuously Variable Transmission). Работа такой коробки передач основана на отсутствии фиксированных передач и плавном переходе между передаточными числами в определенном диапазоне в текущее конкретное время.
Большая сложность конструкции вариатора делает востребованной диагностику в процессе эксплуатации. Тщательное соблюдение правил эксплуатации значительно продлевает срок службы агрегата.
Каждая из АКП имеет своих любителей и противников. Мы разберем, чем отличается вариатор от автомата и какой в итоге сделать выбор между ними.
Разница в работе Автомата и Вариатора
Основу автоматической коробки передач составляют гидротрансформатор и механический редуктор. Гидротрансформатор работает как автоматическое сцепление, а стальные диски с фрикционами работают как механическое сцепление, включая необходимые муфты с помощью сжатия, расжатия. Редуктор содержит в постоянном зацеплении шестерни, передает между ними механическое усилие. Крутящий момент передается через рабочую жидкость без непосредственной жесткой связи с двигателем. При этом возможна остановка машины с включенной передачей.
Вариатор с помощью ременной передачи передает движение между ведущим и ведомым валами от двигателя к колесам. Есть два основных типа: клиноременной и тороидный, первый самый распространенный. Для ременной передачи применяется металлический ремень или цепь. Ведущий и ведомый шкивы при взаимодействии постепенно сдвигают приводной ремень, плавно изменяя передаточное число, переключая скорости. Масло нужно для смазывания, и предотвращения проскальзывания ремня.
Движение на машине осуществляется без рывков, это отличает его от автоматической коробки. Далее подробно сравним плюсы и минусы каждого варианта.
Преимущества вариатора
- Движение и ускорение происходит в плавном темпе, без резких переключений. Движение на автомобиле сравнима с поездкой на электромобиле.
- Минимум потерь энергии, высокий КПД. Короткое время передачи мощности между агрегатами позволяет быстро увеличивать разгон и набор скорости. Этот показатель выше, чем у коробки-автомат на 5-10%.
- Высокая динамика разгона благодаря быстрому переключению передач.
- Меньший расход топлива в связи с лучшей динамикой и более высоким КПД. Набор скорости и торможение происходит плавно, что положительно влияет на расход бензина.
- Электроника выбирает подходящий режим движения, уменьшая износ деталей и продление срока эксплуатации.
- Из предыдущих преимуществ вытекает несомненная экологичность автомобиля вследствие меньшего выброса угарного газа в атмосферу.
Недостатки вариатора
- Невозможность применения на мощных двигателях. Основной потребитель – автомобили с мощностью до 220 л с. Более мощные двигатели слишком сильно нагружают приводной ремень вариатора.
- Монотонность при ускорении несмотря на динамичный разгон. Управление машиной требует иного, специфичного стиля управления. Не приветствуется агрессивное движение с резкими стартами, перестроениями.
- Запрет на буксировку других машин и прицепов, а также своей машины с выключенным двигателем. По снегу или грязи также нежелательно буксовать, так как резкий возврат к сцеплению колес опасен для бесступенчатой коробки.
- Дорогое масло для замены. Отсутствие более дешевых аналогов. Нужно строго соблюдать рекомендации производителя. Что делает замену трансмиссионной жидкости в нём самым затратным при обслуживании автомобиля.
- Периодическая замена ремня, что требует обращения в сервис.
- Большое количество электроники делает вероятность поломки достаточно высокой. Даже мелкая неисправность может привести к отказу всей системы.
Автомобиль с вариатором желательно обслуживать с периодичностью, заданной производителем. Замена масла производится через 30 – 50 тыс км, игнорирование или умышленное увеличение этого интервала приводит к неизбежным проблемам. Сначала возникнут неурядицы с масляным насосом, потом исчезает нормальное давление и появляются пробуксовки в работе валов. В итоге изнашивается и рвется ремень, который может разрушить всю коробку. Поэтому рекомендуется проводить его замену через 100-150 тыс км пробега.
Преимущества классического автомата
- Надежность автомата идет несомненным первым пунктом. Конструкция механизма справляется с разными режимами эксплуатации, ресурс составляет 300 тыс. км, однако в реальности возможен гораздо больший пробег.
- Доступное обслуживание. Несмотря на большое количество масла, требуемое при замене, стоимость его вполне доступна и может быть скорректирована использованием различных аналогов.
- Простота вождения автомобиля с коробкой автомат делает ее незаменимым выбором для начинающих водителей.
- Манера управления водителя не оказывает шокового влияния на ресурс работы автоматической коробки. Своевременные переключения скорости правильно распределяют тягу двигателя при старте, разгоне и торможении.
- Легкость ремонта в связи с широким распространением и понятной конфигурацией. Большинство современных СТО успешно справляются с диагностикой и устранением неисправностей АКП.
- Меньшая доля электронных частей в его составе, что делает его более легким в обслуживании и ремонте.
Недостатки классического автомата
- Динамические качества проигрывают как вариатору, так и механической КПП. Потери мощности в гидротрансформаторе приводят к временному разрыву в наборе скорости и ощущению вязкости разгона.
- Небольшой КПД вытекает из отсутствия жесткого сцепления между коробкой и непосредственно двигателем, частично усилия тратятся при передаче их через давление масла.
- Большой расход топлива, который является следствием предыдущих недостатков.
- Некоторые водители отмечают резкие толчки или рывки при переключении, но в современных автомобилях такой эффект минимален.
- Количество трансмиссионного масла на замену существенно больше, чем у вариатора либо механики.
Любой механизм требует регулярного обслуживания. Несмотря на большой ресурс, заявленный изготовителем, необходимо регулярно проводить регламентное ТО. Вместе с заменой масла производится замена масляного фильтра, также приветствуется промывка радиатора АКПП, очистка дна автомата от разного мусора и отложений.
Какую трансмиссию выбрать?
Каждый из вариантов трансмиссии имеет свои положительные и отрицательные моменты. . Необходимо понять, что для вас важнее: экономичность и динамика вариатора или надежность автомата.
- При замене масла в автомате используется больше количества трансмиссионной жидкости, чем в вариаторе, однако его стоимость значительно ниже, так как вариатор принимает только оригинальные жидкости.
- Вариатор более требователен к текущему качеству масла, поэтому проверять его при эксплуатации надо чаще, обращая внимание на его цвет, запах.
- Резкий стиль езды — прерогатива автоматической КПП, вариатор такие нагрузки не приемлет, весь принцип его работы состоит в сглаживании скорости.
- Прицепы и буксировку можно использовать только с коробкой-автоматом.
- Вариатор не любит долгую езду на низкой или на слишком высокой скорости, это приводит к перегреву масла и преждевременному изнашиванию ремня.
- Обязателен прогрев автомобиля с вариатором перед началом поездки в зимний период для уменьшения вязкости масла.
- Покупка машины с вариатором на вторичном рынке требует проведения тщательной диагностики в квалифицированном сервисном центре для обнаружения возможных проблем с коробкой передач.
- Тщательное следование регламенту технического обслуживания узлов и механизмов одинаково важно для любого типа трансмиссии, своевременная замена расходных материалов продлит беспроблемную эксплуатацию автомобиля.
Окончательный выбор — автомат или вариатор —зависит от собственных целей. Взвесив свои умения, навыки управления. Сопоставив их со своим поведением за рулем, можно прийти к верному решению о типе трансмиссии. При этом любой вариант принесет положительные эмоции при вождении.
Коробка автомат ремонт Алматы
Источник: center-at-spb.ru